Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Эмоциональные нарушения проявляются у детей в постоянном беспокойстве, волнении, смятении, неуверенности, подавленности, постоянном предчувствии худшего, ожидании неблагоприятного развития событий, эмоциональной неустойчивости.
Находясь в детских домах, в домах закрытого типа, у детей-сирот наблюдается отсутствие эмоционального благополучия, чувство тревоги, что оказывает влияние практически на все сферы психического развития и регуляция поведения, и когнитивная сфера, и овладение детьми средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Недостаточность опыта взаимодействия с взрослыми негативно сказывается на развитии межличностных контактов детей-сирот дошкольного возраста друг с другом. От постоянной вынужденной необходимости совместного пребывания дети часто не обращают внимания друг на друга, не играют вместе, нечувствительны к инициативе и настроению сверстника, что приводит к конфликтам. Все это обуславливает низкий уровень социального развития ребенка.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована теме исследования: «Особенности эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Цель исследования: теоретически изучить особенности эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования:
Изучить понятие эмоциональной сферы, ее компоненты
Выявить особенности формирования эмоционально-волевой сферы в онтогенезе.
Охарактеризовать особенности жизненного пространства детей-сирот.
Выявить особенности эмоциональной сферы детей-сирот.
Подобрать методы эффективного и безопасного исследования особенностей эмоциональной сферы детей-сирот
Определить виды психологической коррекции
Методы: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение материалов источников.
1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
1.1. Понятие эмоциональной сферы, ее компоненты
Инновационные процессы, происходящие в современном обществе, способствуют внесению изменений в систему образования и воспитания. Приоритетными направлениями становятся вопросы развития внутреннего мира личности ребенка. В связи с этим в педагогической науке ведутся активные поиски новых форм и методов, которые будут способствовать развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитию эмоций и чувств подрастающего поколения. Вопросам эмоционального развития ребенка, изучению роли эмоций в формировании его личности, становлению волевых процессов уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке.
Изучением эмоционально-волевой сферы, ее особенностями и определением места в структуре личности занимались такие отечественные педагоги и психологи, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Е.И. Рогов, А.Н. Давыдова, В.А. Иванников,
Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга, А.Д. Кошелева, Н.Л. Кряжева и другие.
На протяжении долгого времени главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень познавательного развития детей, степень их владения знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться на последующих этапах, например, в школьном обучении. При этом развитию эмоционально-волевой сферы ребенка не всегда уделялось должное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, способствуют появлению новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир.
На сегодняшний день многочисленными исследованиями в области педагогической науки уже доказано, что эмоциональное развитие современного ребенка является фундаментом, на котором строится и формируется человеческая личность. Психологи считают, что все изменения, происходящие в познавательной деятельности на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоциональной сферы, ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психолого-педагогической науки.
«Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств» [4].
Эмоции и воля достаточно часто объединяются в единую эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, у различных исследователей данной проблемы акцентируются разные стороны этой сферы. Эмоции представляют собой особый класс психических процессов и состояний, который выражается в переживаемых в различной форме отношениях человека к предметам и явлениям окружающей его действительности. Эмоции и чувства – это специфическая форма отражения существующего мира. Если через познавательные процессы находят свое отражение предметы и явления, то через чувства – значимость этих предметов и явлений для данного конкретного человека в конкретной ситуации. Иначе говоря, чувства имеют личностный характер. Они связаны с человеческими потребностями и служат показателем того, как происходит их удовлетворение [10].
О сущности и природе эмоций ученые начали задумываться еще в XIX веке, тогда сформировались две основные позиции. Яркий представитель интеллектуалистической точки зрения И.Ф. Гербарт заявлял, что проявление эмоций на органическом уровне – следствие психических явлений. Эмоция – это связь, устанавливаемая между представлениями, эмоция представляет собой психическое нарушение, вызванное неким рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Вегетативные изменения являются непроизвольным следствием этого аффективного состояния [33].
Научные взгляды Дарвина послужили толчком для появления последующих теорий об эмоциях, в частности «периферической» теории У. Джемса – Г. Ланге. Авторы данной теории высказали мысль о том, что появление эмоций зависит от внешних воздействий, которые обуславливают появление физиологических сдвигов в человеческом организме. Каждому конкретному эмоциональному проявлению соответствует свой определенный набор физиологических проявлений. Произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции [13].
Классическое представление об эмоциях с «периферической» теорией У. Джемса – Г. Ланге попытался объединить Э. Клапаред. Он утверждал, что нельзя относиться к эмоциям как процессам, протекающим по единому образцу. Следовательно, один класс эмоций можно трактовать с позиций классических теорий, а другой класс – с позиции «периферической» теории.
Основоположник психоаналитического направления З. Фрейд в представлениях об эмоциях исходил из теории о влечениях. В сущности, он отождествлял и эмоции, и влечение с мотивацией. З. Фрейд и его последователи в целом делали акцент только на негативных эмоциях, которые возникают как результат конфликтных влечений. Такое представление механизмов возникновения эмоций как бессознательных инстинктивных влечений подверглось критике со стороны многих ученых [14].
В регуляционном подходе воля соотносится не с конкретным содержанием, а с функцией осуществления контроля, управлением и саморегуляцией. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, с помощью которого личность регулирует собственные психические функции. Волевое усилие понимается как субъективное выражение регулятивной функции воли. Воля регулирует мыслительные или иные действия. Согласно К. Левину, воля осуществляет управление аффектами и действиями [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот Электронный ресурс // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т7. - № 3. - С. 119–132.
2. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психологи. - Саратов.: Научная книга, 2012. - 127 c.
3. Алмосов С.М. Проблема тревожности в современной психологии. - М.: Лаборатория Книги, 2012. - 94 с.
4. Анисимова М.А., Шамовская Т.В. психолого-педагогические условия социально-эмоционального развития детей, воспитывающихся в доме ребенка // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика: материалы симпозиума XII (XLIV) Международной научно-практической конференции «Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей»: Вып. 18 – Т. 3. / сост. А.В. Серый и др. - 2017. – 277 с.
5. Базаркина И.Н. Психология личности. - М.: Человек, 2014. - 176 c.
6. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека, детская психология [Текст] / В. М. Бехтерев. – М. : МОДЭК, 2016. – 416 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2018. – 215 с.
8. Булгакова Д. Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития Электронный ресурс // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т5. - №12.
9. Великова С.В. Социальная тревожность у детей-сирот // Специальное образование. Материалы IX Международной научной конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – 2013. – С. 66-69.
10. Вимонас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вимонас. – М.: Просвещение, 2016. – 132 с.
11. Дмитриева С.А. Психологическая коррекция эмоциональной сферы воспитанников детского дома. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012 – 165 с.
12. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург : Наука, 2019. – 315 с.
13. Иванов А.В. Социальная педагогика / А.В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А.В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 424 с.
14. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2007. – 464 с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011. – 782 с.
16. Исаков А.О. Влияние депривации на качество общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками и со старшими в процессе игры Электронный ресурс / А.О. Исаков, Н.Х. Хакунов, К.Д. Чермит // 80 Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2012. - №1. – С. 56-62.
17. Искрин, И. С. Социальное сиротство в России: Актуальность комплексного подхода к проблеме [Текст] / И. С. Искрин // Интернетжурнал Науковедение 2014. - № 4 (23) - С. 2.
18. Калин, В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности [Текст] / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. – Симферополь. - 1983.- С. 101-107.
19. Косенок А. Статистика детских домов и сирот в России // газета «Коммерсант». – 2017. - №172. – С. 4.
20. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет [Текст]: уч. пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: Педагогика, 2018. – 301 с.
21. Лактионова, С. В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений [Текст] / С. В. Лактионова. – Санкт-Петербург, 2008. – 235 с.
22. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста Вопросы психологии // Вопросы психологии. - 1961. - № 3. - С. 117-124.
23. Лобина, С. А. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника [Текст] / С. А. Лобина. – Новокуйбышевск, 2008. – 105 с.
24. Макарова Н.Г. Особенности ситуативной и личностной тревожности современной личности // Наука 21 века. – 2013. - №2. – С. 88-91.
25. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – М.: Просвещение, 2019. – 125 с.
26. Полина А.В. Депривация доверия в детском возрасте: монография. – Волгоград.: Волг. науч. изд-во, 2008. - 188 с.
27. Рудик, П.А. Воля и ее воспитание [Текст] / П.А.Рудик // Уч. зап. ГЦОЛИФК. - М., 1945. - Вып.1. - С. 32-46.
28. Слюсарева, Е. С. Психологическая готовность специального психолога к психокоррекционной работе с детьми [Текст] / Е. С. Слюсарева. – Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2010. – 152 с.
29. Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации. - М.: Прометей, 2013. - 148 c.
30. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот [Текст] / Л. М. Шипицина. – СПб: Издательство СПУ, 2013. – 167 с.